Продукция Рукописи Люди Статьи Галерея Мастерская Битвы Клубы Магазины Ссылки Новости

Первые гномы в космосе

***


Достопочтимый мастер-инженер Снорри Турлассон Огненное ружье вышел из трактира, вдохнул широкой грудью морозный воздух и посмотрел на небо. Звезды светили невыносимо ярко. Не в обычаях сынов Гругни пялиться наверх. Это удел пустоголовых эльфов, которым делать больше нечего, как смотреть на звезды и распевать глупые песни. Кружка хорошего пива, добрая дедовская кирка в руках, да хорошая жила золота – вот удел гнома. Но все же иногда так тянет наверх, звездам…
Вот был в одном караке случай…

***


- Вот он! – радостно завопил Скратли и побежал, размахивая своими толстенными руками и тряся ярко-рыжим гребнем волос.
Бромри и Горен переглянулись, одновременно пожали плечами и не спеша двинулись за своим товарищем. Убийцы троллей всегда вели себя так, как будто потолок шахты упал им в детстве на голову. Но Скратли, похоже, упала целая гора.
- Вот он! Вот он! – убийца троллей прыгал вокруг воронки, выделывая немыслимые коленца голыми ногами и размахивая руками, покрытыми ритуальными татуировками.
- Когда меня изгнали из гильдии инженеров, - Бромри, пыхтя и опираясь на паровой молот, стал подниматься туда, где плясал их товарищ, - Я подумывал о том, не вступить ли мне в братство убийц троллей. Но теперь я понимаю, что сделал все верно… Видимо, оранжевая краска, которой они покрывают свои волосы, плохо влияет на их разум.
Горен кивнул и машинально поправил бляху, на которой была выгравирована корона с крыльями – знак королевских воздушных сил. После того, как он разбил свой вертолет, он тоже хотел смыть позор кровью и вступить в ряды братства Гримнира. Но ему сказали, что тот, кто поднимается в воздух на железных машинах, слишком безумен для того, чтобы его взяли в убийцы троллей. Он уже хотел было взять дедовский чекан и отправиться в Пустоши, чтобы погибнуть в неравном бою с ордами орков и гоблинов, как встретил Бромри, который…
- Все ясно, - изгнанный инженер вздохнул, сел на краешек воронки и закурил трубку, - Будем ждать, пока не остынет…
Трое гномов стояли и смотрели на предмет, который шипел на дне воронки. Цилиндр из чистейшего громрила был покрыт окалинами и какими-то огромными вмятинами, на боку снаряда темнел люк.
- Корпус цел… - инженер обошел снаряд кругом, - по крайней мере на первый взгляд…
- А начинка? – Скратли нетерпеливо стал приплясывать на месте, но вниз не спускался – он помнил, как чуть не сгорел, когда спустился к неостывшему снаряду.
- Скоро узнаем, - Бромри выбил трубку о каблук сапога, - Веди повозку.

***


- Главное – это сила притяжения. Рассмотрим на простом примере. Вот глиняная миска. Поднимем ее невысоко от земли и уроним. Видите, миска осталась цела. Теперь, поднимем ее выше и снова уроним. Видите, миска раскололась на несколько кусков. Если мы возьмем другую миску, поднимем ее еще выше и снова уроним, она так же разобьется, а ее осколки будут еще меньше. Таким образом, сила притяжения порождает две проблемы: любой снаряд, поднимаясь вверх, преодолевает силу притяжения и потом, когда опускается, попадает под ее влияние. В первом случае существует опасность не вылететь за пределы атмосферы планеты, а во втором – разбиться при приземлении. Как мы видим, серия опытов показала, что…
- Шухер! Бородачи идут!

***


- В кашу… Смотрите, братья, - Скратли отошел от стола, вытер руки о полотенце и подвел инженера и летчика поближе.
- Вот, смотрите, он не задохся: зенки из орбит не вывалились, кожа не синюшная, легкие в норме.
- Прекрасно, - Бромри брезгливо посмотрел на вывороченное и изрезанное нечто, лежавшее на столе.
- Значит баллоны со сжатым воздухом отлично работают. Но отчего тогда он погиб?
- Кости, - хрюкнул убийца троллей и запустил свои толстые пальцы в кровавое месиво (Горен при этом судорожно сглотнул), и достал осколок кости. – Кости раздроблены в кашу. Они не выдержали удара о землю. Как будто он упал со скалы…
- Значит, проблему с подъемом мы почти решили, - Бромри запустил пятерню в густую бороду и задумчиво помесил подбородок, - Но вот как спускаться…
Скратли пожал татуированными плечами и накрыл мертвое тело рогожкой:
- Пусть полежит. Потом закопаем…, - После чего стал набивать трубку.
- У нас в Королевских воздушных силах, - начал медленно говорить Горен, прохаживаясь по мастерской и бесцельно прикасаясь к приборам, инструментам, клеткам с испытательным материалом, каким-то коробкам, покрытым рунами… - Так вот, - Горен остановился и уставился на модель аппарата, - В Королевских воздушных силах нам выдавали рюкзаки, в которых была особо сшитая ткань. В экстренном случае, если геликоптер подбит, предписывалось выпрыгнуть из него и дернуть за специальный шнурок. После чего…
- Раскрывался матерчатый купол и… - закивал Бромри, - Я слышал об этом изобретении.
- Нет, - замотал головой Скратли, - Это ненадежно. Лучше сделать так, как делают убийцы троллей. Мы берем кишки троллей, одним концом привязываем их к выступу скалы, а другим концом – к ноге. После чего прыгаем в пропасть. Кишки пружинят и – фью-ю-ю-ю! – Тут Скратли радостно заскакал по мастерской, показывая как оно – фью-ю-ю…
Инженер и летчик смотрели на убийцу троллей раскрыв рты. Наконец, когда Скратли стал вычислять сколько троллей необходимо, чтобы сплести канат достаточной длины, Бромри кашлянул и спросил:
- Ну и к чему мы привяжем этот твой канат?

***


- Итак, продолжим. Еще знаменитый нульнский ученый Ганс фон Тон, открывший закон всемирного тяготения, подверг строгому математическому анализу вопрос о возможности космических путешествий. Представим себе, рассуждал Ганс фон Тон, что мы стреляем с вершины …. горы из пушки, ствол которой направлен строго параллельно поверхности планеты. Вот мы произвели выстрел, ядро вылетело и под влиянием силы притяжения планеты, описало крутую дугу и упало недалеко от подножия горы. Прибавим в заряд пороху и выстрелим снова. Дуга, описанная снарядом, станет более пологой, а снаряд упадет дальше от основания горы, чем первый. Еще и еще добавим пороха. Все более и более пологими станут траектории полета снаряда. И, наконец настанет момент, когда кривизны этих траекторий сравняются с кривизной земного шара. Но тогда снаряд никогда не сможет упасть на землю, он вечно будет вращаться вокруг нее, также как вечно вращается вокруг земли луна.
А если еще увеличить заряд орудия? Траектория вытянется и из круга превратится в эллипс. При дальнейшем увеличении зарядов, эллипс становится еще более вытянутым и, наконец, разрывается: снаряд полетит теперь не по замкнутой эллипсовидной траектории, а по разомкнутой – параболической. Он никогда уже не вернется на планету. Ганс фон Тон вычислил и скорость, с которой должен вылететь снаряд из пушечного орудия, чтобы навсегда покинуть Землю. Эта скорость оказалась очень большой – около 11 километров в секунду.
Сообщить снаряду скорость порядка 11 километров в секунду – вот первое условие, необходимое для того, чтобы снаряд, космический корабль, мог отправиться в межпланетный рейс.

***


Скратли шумно чихнул, растер сопли по лицу, отчего его физиономия стала похожа на болото – с зарослями рыжих волос и лужицами соплей, пота и остатками соуса.
- Ну че, я пойду, еще материальца для опытов добуду, - заявил он, после чего взял свои топоры и ушел, гулко шлепая босыми ногами по каменному полу.
- Кхм, - Бромри набил трубку и посмотрел на Горена. Летчик пожал плечами в ответ и пошел за баллонами.
- Что-то они тяжелые, - кряхтя, заявил он, и поставил баллон рядом с механизмом для зарядки.
- То есть? - Бромри оторвался от пергамента с вычислениями.
- Ну тяжелый он. Пустые они – легче.
Инженер встал из-за стола, подошел к баллонам и покачал один из них. Потом другой. Потом все. Пожевав губами, он отвернул кран первого баллона. Раздалось шипение, и воздух в мастерской посвежел. Покряхтев, Бромри завернул вентиль и перешел ко второму баллону. Тот же результат. Потом третий, четвертый, и так далее. Но результат был везде одинаков.
- Так…- инженер сел прямо на пол, - Какие есть варианты?
- Ну… Испытуемый образец не воспользовался воздухом потому, что ему хватило на полет того воздуха, что был в снаряде, - Горен нахмурил брови.
- Исключено. Снаряд был в полете четыре часа. За это время, как показали предварительные испытания, воздух кончается. Ты помнишь пятый и шестой эксперименты?
- Угу, - кивнул летчик и сел а пол рядом, - Жуткое зрелище – выпученные глаза, черная кожа… Бррр… Может, испытуемый не воспользовался баллонами?
- Опять исключено. Тогда бы смерть наступила бы от удушения, а вскрытие этого не оказало. Тем более испытуемый был проинструктирован и ему были показаны теля пятого и шестого как пример того, что произойдет, если он не воспользуется баллонами. Значит…
- Значит, он погиб до того, как возникла необходимость в воздухе.
- Ты прав, Горен.
- В чем?
- В том, что сказал, что испытуемый погиб до того, как возникла необходимость в воздухе.
- Но я не говори этого.
- Что?
- Ну… Я не говорил, что испытуемый погиб до того, как возникла необходимость в воздухе.
- А кто это сказал?
- Что?
- Что испытуемый погиб до того, как возникла необходимость в воздухе.
- Не знаю. Я е говорил. Может, ты сказал сам, что испытуемый погиб до того, как возникла необходимость в воздухе.
Бромри нахмурил брови и недоверчиво посмотрел на клетку с испытуемыми. Те сидели и ковырялись в носах. Гоблины, что с них взять.

***


Бромри сел на край дула и посмотрел вниз. Как всегда – темно. Как всегда – нет ответа. Боле пятидесяти лет прошло с того дня, как они пришли к этой горе. Их было не трое, нет, значительно больше – сто тридцать четыре гнома, объединенные одой мечтой - мечтой отправиться к звездам. Они добывали руду, бурили скалу, в которой потом отлили ствол гигантской пушки, отбивали нападения соседних племен гоблинов… И с каждым годом их становилось все меньше и меньше – взрыв при неудачной первой отливке, болезни, оружии врагов, разочарования...
И вот остались только они трое, эта пушка, несколько неудачных запусков и клетка с еще неизрасходованным материалом.
И мысль о том, что что-то рассчитано неправильно.

***


- Итак, необходимо помнить об ускорении. Ускорение… С этой понятием связано второе условие возможности осуществления космического полета для снаряда с живым экипажем. Ускорение – это прирост скорости тела за секунду. Скорость тела, падающего под действием притяжения планеты, за каждую секунду увеличивается на десять метро в секунду. Притяжением планеты объясняется, в частности, и ощущаемый нами вес предметов. И вот, оказывается, что живой организм, привычный к земным условиям, может выдержать далеко не любое ускорение. Оказывается, что максимальное ускорение, которое может выдержать живое существо, да и то лишь кратковременно, не превышает семидесяти-восьмидесяти метров секунду за секунду. И при этом ускорении живой чувствует себя так, словно все его члены налиты свинцом. Действительно, если нормальных условиях человек весит семьдесят килограммов, то при таком ускорении он будет весить более полутоны.

***


Они сделали это. Один из гоблинов сумел-таки выбраться из клети. Но вместо того, чтобы сбежать, этот зеленый паршивец занялся своим любимым делом – стал пакостить и разрушать. Когда Бромри вошел в мастерскую, этот зеленокожий сидел за его рабочим столом и марал пергамент, неловко зажав своими куриными лапками перо.
Бромри не выдержал такой наглости, выхватил пистолет и выстрелил. Отдача вывихнула ему кисть, но и гоблин слетел с стула, перекувырнулся несколько раз по полу и замер, простреленный насквозь.
Ругаясь и потряхивая кистью, инженер подошел к столу. Чертеж был испорчен – гоблин разрисовал го какими-то линиями, значками и кляксами.
- Ускорение… - раздался голос.
- Тварь, ты так и не умрешь! – взревел Бромри, и окованный гномский башмак опустился на голову зеленокожего.
Стерев с подошвы остатки мозгов гоблина, Броми забил трубку, неловко ворочая поврежденной рукой.
Он вспомнил это ощущение при выстреле – ощущение отдачи. Сев за стол, инженер смел испорченные чертежи на обезображенный труп, достал чистый лист пергамента и занялся вычислениями.

***


- Что он имел ввиду? Все просто. Всем известно, что ружье при выстреле «отдает». Откатывается в момент выстрела и тяжелое артиллерийское орудие. Нередко считают, что отдача ружья и откат орудия объясняются тем, что вылетающие из дула пороховые газы отталкиваются от воздуха. Но это неправильно. И отдач и откат происходили бы точно так же в абсолютной пустоте. Отталкивает назад ружье и откатывает орудие ничем не уравновешенное давление газов на заднюю стенку ствола. Единственный реальный способ осуществления космических полетов основывается именно на использовании этого реактивного движения.

***


- Мы ошиблись в расчетах. Ускорение при выстреле слишком высоко. Оно губит все живое снаряде. Необходимую скорость надо наращивать постепенно. Достичь этого можно, если заряды вставить в сам наряд и взрывать их постепенно.
- Значит...
- Да. Значит, надо строить новый снаряд.
- Нам понадобится время…
- …. И новый расходный материал…
- Да, да, и материал. Но мы добьемся своего – мы полетим к звездам!

***


Достопочтимый мастер-инженер Снорри Турлассон Огненное ружье медленно спускался в свою мастерскую. Лестница вела все глубже и глубже. Гномы покорили недра земли и ее поверхность, их корабли бороздят морские просторы, а гирокоптеры взмывают к облакам. Пройдет время, и они полетят в космос. Совсем немного времени – столетий пять-шесть…

Алексей Брянцев – 22.09.2006



Hosted by uCoz